Home > Процессинг > Человек: Дух > Духовный кризис

Духовный кризис

На протяжении всей истории человечества люди мечтали о могуществе, счастье, свободе, здоровье, благополучии. Менялись эпохи, возникали и бесследно исчезали великие державы, человечество ставило перед собой новые цели и обесценивало старые, однако поиск «земли обетованной», где возможно абсолютное счастье не прекращался никогда. Легенды о неизведанных щедрых землях, где все живут в достатке, где нет страданий и болезней, манили за собой. Преодолевая себя, пространство и время люди шли, плыли, летели за линией горизонта, в надежде найти затерянный где-то рай. Однако чем дальше отодвигались границы неизвестного, чем меньше оставалось белых пятен на карте, тем очевиднее становилась эфемерность и несбыточность этих надежд.

К концу 18 века человек окончательно убедился в том, что «готового» рая за линией горизонта нет, и стал создавать рай на земле для себя сам. Но вскоре выяснилось, что высокий, «беспроблемный» уровень жизни не является гарантией счастья, умиротворения, а тем более могущества (в связи с чем само понятие «могущества» стало постепенно подменяется понятием «вседозволенности»). Двадцатый век вошел в историю человечества не только как век бурного развития научно-технического прогресса, но и как век духовного кризиса. Так как параллельно с развитием науки и техники, обеспечивших человеку благоустроенный быт и высвободивших его время из каждодневных рутинных дел, стало появляться все больше людей, испытывающих внутренние духовные расстройства. Человечество неожиданно для себя столкнулось с тем фактом, что отсутствие тяжелого, изматывающего физического труда только подчеркивает несовершенство и рассогласованность внутреннего мира человека, и никак не делает самого человека гармоничнее и совершеннее. Оказалось, что для того, чтобы получать удовлетворение от жизни, человеку мало просто поддерживать физическое существование своего тела и удовлетворять его потребности, он должен достичь умственного и духовного равновесия. Однако, оставшись наедине с собой, человек оказался не готов сбалансировать свое внутреннее пространство.

Ответ на вопрос «как помочь себе» и «что делать с собой» человечество стало искать в различных философских, эзотерических, духовных и религиозных течениях и практиках. На данный момент интерес к ним во всем мире настолько велик, что уже считается почти что неприличным не иметь собственного гуру, духовного наставника, психолога, персональной гадалки, в конце концов. Сформировался даже рынок «духовных» услуг, на котором звонкой монетой оплачивается надежда на возможное счастье и могущество (читай вседозволенность, или достижение цели любой ценой).

Но, не смотря на обилие предложений, проблема внутреннего напряжения и дискомфорта для человека не теряет своей остроты. Она становится даже более актуальной, так как современный человек в силу большей разносторонности его личности, и развитости аналитического ума стал особенно чувствителен к тонким, глубинными процессами, протекающими в его сознании и подсознании. Желание же обрести могущество подчас становится опасным для жизни, так как заставляет человека до изнеможения стимулировать различными способами свою душу, личность, ум, тело для того, чтобы реализовать сиюминутные, будничные цели и задачи.

Возможно, на всей земле не осталось ни одного человека, который хотя бы однажды в жизни не испытал бы чувство необъяснимого беспокойства, странной беспричинной неудовлетворенности и внутренней пустоты. При видимости благополучия человек страдает от отсутствия чего-то неопределенного, того, что сам не может ни назвать, ни описать. На этом фоне личные интересы, которые до сих пор занимали человека и целиком заполняли его, как бы блекнут и теряют свою важность и ценность. Человека начинают беспокоить новые вопросы: о смысле жизни, об истоках собственного и чужого страдания, об оправдании человеческого неравенства, о происхождении и цели человеческого существования. Иногда, под воздействием этих размышлений с человеком начинают происходить странные вещи: стереотип восприятия реальности рвется на части, и все, из чего состояла прежняя жизнь человека, опадает, как пустая оболочка. 

Внешне трансформации сознания, происходящие с человеком, проявляется в виде различных неврологических и психосоматических расстройств, столкнувшись с которыми классическая медицина бессильно разводит руками, так как возникшие состояния не поддаются коррекции традиционными способами, направленными на восстановление тела, или ума. Нарастающее (или внезапно возникшее) внутреннее напряжение постепенно сменяется чувством нереальности, суетности и будничности жизни, что в конечном итоге приводит человека к утрате способности функционировать в реальности, деперсонализации[1], депрессивным состояниям вплоть до отчаяния и импульсов к самоуничтожению.

Чем более благополучно общество, тем в большем масштабе оно сталкивается с проявлениями и последствиями болезней духа. Более подробно о процессах, происходящих на духовном уровне можно прочитать в книги роберто ассаджиоли «психосинтез».

Следует помнить, что любые изменения, происходящие на духовном уровне, вызывают мгновенный отклик на трех других уровнях системы «человек» (индивидуальность, ум, тело). То есть духовный уровень определяет состояние трех других уровней в системе. Поэтому проблемы индивидуальности, ума и тела могут быть полностью разрешены только через разрешение проблем духа.

Е.А.Джус

Запись опубликована в рубрике Все анонсы, Все статьи, Человек: Дух. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.