За свою историю человечество накопило большое количество описаний дорог, путей, мостов, по которым шли те, кому удалось чего-то достичь в своих духовных изысканиях. Хроника пути отражает особенности состояния, восприятия, мотиваций индивида, который по нему прошел и описал свое путешествие. Вариантов приемов, методик, способов для рассмотрения своего духовного пространства множество. Универсального пути нет, универсального способа нет.
Выбирая свою дорогу, ориентируйтесь на личность того, чьим путем вы решили воспользоваться и трезво оцените свои стартовые возможности. Например: если вы выбрали путь моряка, то большая часть вашего путешествия будет проходить среди волн, штормовых ветров, акул и китов. Выбирая этот путь вы должны уметь хорошо плавать и не страдать от морской болезни. Если же вы выбрали путь погонщика караванов, то должны быть готовы к палящим лучам солнца, песчаным бурям и укусам скорпионов.
В пункт конечного назначения ведет много дорог. Выбирать нужно не ту, о которой красиво написано или «вкусно» рассказано. А ту, по которой вам проще идти. Выбирайте для себя самый простой, понятный и эффективный способ рассмотрения своего духовного пространства. Оптимальный вариант – проложите свою тропу.
Мой путь духовного возрождения лежит рядом с тропой шаматхи. Сразу уточню, я никогда не практиковала это направление буддизма. Я использую свои практические приемы и ориентируюсь на свои теоретические выкладки. Однако целостная концепция тропы шаматхи мне близка. Описание моей тропы шаматхи несколько отличается от принятого в буддизме. У меня нет цели опровергнуть или обесценить первоисточник. Я предлагаю свой взгляд на жемчужину духовного наследия.
Для простоты восприятия нижеизложенного текста желательно во время чтения перед глазами держать рисунок тропы шаматхи.
Шаматха (буквально — умиротворение, душевное спокойствие) — тип медитации в буддизме, ставящий целью достижение ментального покоя, а также собственно состояние ясности сознания.
На рисунке воспроизведена подлинная тибетская ксилография, изображающая девять этапов прохождения шаматхи, которые представлены в виде девяти сцен.
В них отражена эволюция отношений Человека, занимающегося медитацией и его Ума. Медитирующий – это человек одетый в красные одеяния, Слон это ум.
У Медитирующего в руках два орудия, которые он использует в шаматхе – топорик с острым наконечником и веревка с крюком. Топорик с острым наконечником - это способность интровертировать свое внимание, и произвольно управлять им при рассмотрении своего духовного пространства, а веревка с крюком – это способность экстравертировать внимание, произвольно перемещая его в реальность.
С помощью этих символов в древних текстах отображалось обязательное условие успешной и безопасной медитации – способность человека произвольно управлять своим вниманием — направлять его внутрь своего пространства (топорик с острым наконечником), и во вне, воспринимая окружающую реальность (веревка с крюком).
Интравертирование внимания позволяет медитирующему выделить и воспринять объекты духовного пространства, а экстравертирование внимания позволяет ему постоянно поддерживать связь с реальностью и сохранять видение своего пространственно-временного положения, не позволяя таким образом потеряться в недрах своего виртуального пространства.
В шаматхе есть два главных препятствия: с одной стороны, возбуждённость, не способность индивида произвольно управлять своими эмоциями и мыслями, а с другой – отупение и неясность Ума – не способность анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Возбужденность – это черная обезьяна. Черная обезьяна символизирует собой импланты и другие включения, хранящиеся в подсознании и управляющие аналитическим умом и эмоциями человека.
Импланты и включения управляют эмоциями человека, заставляя его переживать заданные состояния (например горе, радость, страх и так далее). Эмоции, навязанные имплантом, не являются истинным эмоциональным ответом индивида на реальность. Однако человек не привыкший произвольно создавать эмоции, воспринимает навязанные, автоматические, мертвые эмоции как истинные и его Ум начинает придумывать для них всевозможные обоснования и объяснения.
Отупение –это черный слон. Черный слон олицетворяет собой состояние ума, при котором умом управляет не человек, а активированные в настоящем моменте подсознательные программы. Активированные подсознательные программы, или включения изображены в виде черной обезьяны. В начале пути человек лишен произвольности и двигается в направлении, которое указывают включения. На рисунке он идет за слоном, которого на веревке ведет обезьяна.
Шесть изгибов пути соответствуют шести ступеням продвижения в шамадхе.
1. В нижней части репродукции, на «первой стадии», медитирующий отделён от своего Ума значительным расстоянием и идет за ним. Ум указывает медитирующему направление движения. Слон Ум идет на поводу у Черной обезьяны возбуждения. Между медитирующим и слоном огонь, который символизирует огромное количество энергии и сил, которое должен приложить медитирующий для того чтобы догнать слона (управлять своим умом). Внося свои коррективы в рисунок, здесь, вместо одной черной обезьяны я бы нарисовала стаю обезьян, каждая из которых тянет слона в свою сторону. Ведь в пространстве человека находится N-ное количество активированных включений, каждое из которых требует индивидуального рассмотрения. Разнонаправленные воздействия мешают слону двигаться и обезьяны буквально тащат слона за собой, разрывая его на куски. Иллюстрацией безумия может служить картина на которой обезьяны разрывают слона на части. В этом случае медитирующий не может идти тропой шаматхи, так как лишается проводника, который указывает ему путь. Подобное часто происходит с теми, кто меняет различные практики как перчатки, в надежде найти свой быстрый и не затратный способ возрождения своего духовного «я». Акцентирую внимание на этом ужастике не для того, чтобы запугать, а для того чтобы предостеречь.
2. На второй стадии расстояние между слоном и медитирующим сокращается, хотя слона продолжает вести обезьяна. На гравюре цвет слона и обезьяны изменяется — на их черных фигурах начинают появляться белые пятна. Это символизирует, что сила включение ослабевает а способность человека мыслить аналитически увеличивается. В моем варианте ум ведет по-прежнему стая Черных обезьян, но их число становится меньше. Белые пятна появляются только на шкуре слона. Ведь белый цвет на рисунке подразумевает осознанность. Более осознанным может стать только ум (за счет увеличения аналитической части ума по отношению к реактивному банку). Включения поддерживают только бессознательность и рассеиваются по мере того, как индивид их осознает. Поэтому в моем варианте количество обезьян, становится меньше, но цвет их остается черным. Внутреннее сопротивление, мешающее медитирующему рассматривать свое пространство снижается. Отображающий его на рисунке огонь спадает.
3. На третьей стадии медитирующий уже не гоняется за своим Умом. Они встретились лицом к лицу. Обезьяна по-прежнему впереди, но ей уже приходится прилагать усилия чтобы тащить слона за собой. Между медитирующим и Умом установился постоянный контакт – их соединяет верёвка «возврата». То есть медитирующий теперь может использовать ум в реальности — думать. Действия человека перестают быть автоматическими. К нему возвращаются осознанность, осмысленность и произвольность. Медитирующий начинает осознавать свою духовную природу. Теперь он не просто знает, что он духовное существо, а осознает себя духовным существом. Появляется тонкая форма неподвижности, прежде не доступная для восприятия – маленький заяц. Заяц сидит на спине слона. Он символизирует последний самоопределенный постулат, который приняло духовное существо, отказываясь от себя – «меня нет». Помимо образа заяца в духовных практиках для изображения последнего самоопределенного постулата используется еще образ сфинкса. Мне он ближе, поэтому в моем варианте на спине слона сидит сфинкс. На ксилографии белых пятен на шкуре слона и обезьяны становится еще больше. В моем варианте белые пятна распространяются только по шкуре слона. Обезьяны остаются черными, но их количество становится еще меньше. Огонь внутреннего сопротивления теряет свою силу, хотя еще представляет угрозу для медитирующего в преодолении его пути.
4. На четвёртой стадии продолжается развитие в том же направлении, медитирующий ещё больше приближается к Уму. Больше белизны на шкурах слона, обезьяны и заяца. Огонь внутреннего сопротивления затухает.
5. На пятой стадии роли меняются. Теперь уже медитирующий ведёт слона. Обезьяна идет за ними. Заяц сидит на спине слона. Однако если раньше медитирующий смотрел на заяца снизу вверх, то теперь он находится на одном уровне с ним. В моем варианте заяц – это сфинкс.
Восприятие сфинкса у медитирующего по мере восхождения по тропе меняется. На третьем уровне медитирующий рассматривает игровую структуру, сформированную постулатом «меня нет». Сфинкс заставляет его вспомнить и отделить все вейлансы и тождественности, которые он принимал, предавая себя. Сам постулат (сфинкса) медитирующий воспринимает как препятствие на своем пути. На четвертой стадии рассмотрение продолжается. Сфинкс теряет свою причинность по отношению к медитирующему. И наконец, на пятой стадии медитирующий занимает причинную позицию по отношению к постулату «меня нет». С позиции создателя постулата медитирующий принимает осознанное решение его отменить. После чего постулат рассеивается. На рисунке, соответствующего шестой стадии пути, заяц исчезает со спины слона, что символизирует отсутствие постулата.
Рядом с тропой появляется дерево, на котором сидит белая обезьяна и собирает белые плоды. В описании ксилографии поясняется, что это символизирует деятельность Ума, занявшегося благими поступками. В моей трактовке дерево с плодами символизирует игры текущего момента, в которых медитирующий может добиться успеха. Втягивает его в них белая обезьяна, которая является носителем непонятых, не проясненных, тупиковых, неверно истолкованных игровых ситуации. Ложные стабильные данные удерживают на себе внимание индивида, побуждая его ум обращаться к ним вновь и вновь в попытке понять ошибки восприятия.
Ум, освободившись от включений, (от черной обезьяны, тащившей его за собой) готов решать новые задачи и активно втягивается в текущие игры в которых задействован медитирующий. Однако для ума нет разницы в каком пространстве происходит прояснение стабильных данных – в виртуальном или в реальности.
На этом отрезке тропы текущие игры становятся доступны медитирующему для рассмотрения. Медитирующий должен осознавать, что для того, чтобы понять игры, в них не обязательно играть в реальности, их можно рассматривать. Целью медитирующего является не выигрыш, не создание эффекта в игре, а прояснение и рассоздание игры. Понимание этого факта позволяет медитирующему преодолеть этот участок пути, не тратя время и восстановленные ресурсы на воссоздание прежних игровых пакетов.
6. На шестой стадии заметен прогресс: медитирующий ведёт слона за собой. Черная обезьяна плетется сзади, цепляясь за хвост слона. На рисунке на ее шкуре остались единичные черные пятна. В моем варианте стаи черных обезьян больше нет. За слоном идет только одна обезьяна. Заяц, восседающий на спине слона исчез. Ничто больше не останавливает ум. (Постулат «меня нет» блокировал созидательную деятельность ума). Огонь внутреннего сопротивления погас. Желания и действия медитирующего сливаются в одном потоке. Количество единиц внимания, которыми управляет медитирующий значительно возросло. Исчезла опасность потерять связь с реальностью во время медитации. Медитирующий восстановил свою способность думать. Теперь его мысли управляют умом. Единичные включения не оказывают уже губительного влияния на медитирующего и не могут больше навязать ему свои автоматические программы.
7. На седьмой стадии медитирующий находится между слоном и черной обезьяной. Он начинает отделять включения, присутствующие в его пространстве. Шкура обезьяны стала практически белой. Внимание медитирующего больше не увязает во включениях и он без труда рассматривает их и рассоздает.
8. На восьмой стадии слон кротко идёт за медитирующим. Черная обезьяна исчезла. Медитирующий полностью управляет своим умом и своим пространством. Черноты почти не осталось. Медитативное состояние не требует усилий. Оно стало естественной и непрерывной формой сознания.
9. На девятой стадии Ум и медитирующий находятся в абсолютном покое. Они теперь – старые товарищи, привыкшие к полному спокойствию, друг рядом с другом. Медитирующий полностью восстановил себя, он в полной мере пронизывает и присутствует. Он готов созидать и проявлять себя. Ум полностью очищен от ложных стабильных данных и включений. Шаматха совершенна.
10. На следующих изображениях, медитирующий едет на белом слоне, который опирается на радугу, исходящую из сердца медитирующего, находящегося на предыдущей стадии. Это символизирует созидание, способность к которому восстановил медитирующий, овладев состоянием шаматхи. Происходит единение с духовным началом. Восторг, легкость и веселость, которые испытывает медитирующий в этот момент на рисунке переданы как полет медитирующего.
11. Последняя картина относится к сопряжённой практике шаматхи и випашьяны. Випашьяна — Проникновение. Ясное видение. Познание природы всего сущего. Прозрение.
Медитирующий едет верхом на слоне. Он полон решимости изменить созданное. Об этом говорит изменение направления движения. Бушующий на заднем плане огонь символизирует духовный потенциал медитирующего к которому он получил доступ, объединившись со своим духовным началом. Медитирующий стал больше своего человеческого бытия. С точки зрения человека он стал богом. Он достиг уровня создателя этого мира. Пламенный меч Проникающего постижения, который он держит в руках, разрубает два чёрных луча -покровы страстей и двойственности, укрывающих этот мир.
В пространстве духовного существа все смешано и существует одновременно. Поэтому изложение любого пути духовного возрождения всегда упрощенно и утрированно. Стадии, уровни, этапы выделяются для простоты восприятия и понимания.
В процессинге одновременно приходится восстанавливать способность индивида управлять своим вниманием (произвольно экстравертировать и интравертировать его); отделять, рассматривать и рассоздавать включения; произвольно осознанно и осмысленно воспринимать реальность; осознавать себя, свои цели и задачи; управлять умом (корректировать и создавать стабильные данные на которые он опирается), думать, принимать решения.
Невозможно по отдельности последовательно реанимировать какое-либо качество, свойство, способность. Попытки это сделать оканчиваются тупиком. (Этот вывод я сделала на основании своего опыта процессинга. Вполне возможно, что для кого-то это не так. Буду рада если поделитесь своими наработками).
Тропа шаматхи – это прелюдия, начало большого пути, на который вступает тот, кто осознал свое духовное начало и восстановил свою способность созидать. Випашьяна – это один из возможных вариантов дальнейшего развития сюжета.
Мужества и удачи вам в поисках своей тропы и продвижению по ней.
Е.А.Джус
Благодарю за Вашу точку зрения на этот вопрос!
Спасибо за статью и видение
Спасибо. ваши статьи всегда очень ясные .
к сожалению, пока читаю их только с уровня ребенка который слушает сказку и поражается тому
Егор здравствуйте.
Спасибо за отзыв:)
ОЧЕНЬ заманчиво, нарисовала начало пути, буду идти дальше, спасибо за урок.
Интересная статья.) Прочла с удовольствием.
Здравствуйте. Я правильно понимаю, что «осознание своей духовной природы» — это и есть то самое «просветление»? Тогда почему же вы и другие практики подобных техник говорите о восстановлении способностей в то время, как всякие «мастера» говорят о «чистом свидетельствовании», «отсутствии деятеля», «несуществовании Я» как такового, что якобы какая-то пустота решила что-то сделать и оно «само сделалось, ибо нет никакого деятеля»? Это просто описания одного и того же, или они просто переоценили свое состояние и проявляясь через реактивный ум говорили «свободы не существует»?
Андрей здравствуйте.
Да, вы правильно понимаете. Сознание не ограниченное рамками не имеет ничего общего с «чистом свидетельствованием», «отсутствием деятеля», «несуществованием Я». Я не знаю что пытаются объяснить и что имеют в виду люди, которые пишут об этом. На пой взгляд они драматизируют какой-то имплантный материал и философствуют на тему «что значит быть Богом». К реальному рассмотрению духовного пространства это не имеет отношения.
А у вас было просветление? Если да, то как бы вы описали это?
Каждая сессия это просветление Начинаешь видеть больше чем видел, понимать то над чем даже не задумывался, осознавать то что для тебя раньше не существовало, или было абсолютным. Обычно любое расширение пространства сопровождается освобождением от груза и тяжести ментальных масс. пространство становится легким. это физическое ощущение снятия напряжения с тела.