Человеческое тело обладает потрясающими резервами к выживанию, удивительной выносливостью, и уникальными возможностями к самовосстановлению. Однако человек научился делать невозможное – выводить его из строя в течение каких-то 30-50 лет своей жизни. Несмотря на тысячелетнюю историю борьбы человечества с болезнями, ситуация не улучшается, а только усугубляется. Современное общество оправдывает сложившуюся ситуацию плохой экологией, высоким ритмом жизни и делает ставку на усовершенствование методов лечения болезней и выявление источников болезней на уровне тела. Однако подобный подход не позволяет расставить все точки над «и» и выработать единую стратегию излечения человека. Все более становится очевидно, что взгляд на человека, только как на «тело», явно не оправдывает себя.
Что же такое «человек»? Еще в древних буддистских трактатах человек рассматривался как единая система: дух-ум-тело. Согласно современным представлениям (Алан Уолтер, Усачев А.В.) – это целостная динамичная система: дух-индивидуальность-ум-тело.
В обычной жизни многие болезни являются следствием произвольной активизации материала на духовном уровне и могут проявляться в виде разбалансировки одного, или нескольких уровней системы дух-индивидуальность-ум-тело. «Урегулирование» ситуации на духовном уровне, в данном случае приведет и к восстановлению всей системы целиком. Однако человека далекого от «духовки» крайне сложно лечить с помощью применяемых в духовной практике методик, какими бы эффективными и действенными они не были бы. Это объясняется тем, что для правильного использования этих методик требуется навык, который нарабатывается иногда годами, а больному человеку требуется помощь не через десять лет, а сейчас. Кроме того, использование методик, применяемых в духовной практике, предполагает достаточно высокий уровень потенциала, которого человек, ослабленный болезнью, не имеет. Следует так же учитывать, что не возможно с точностью сказать, какой уровень осознания требуется для рассмотрения активированного материала. Чем больше вилка между настоящим уровнем осознания человека и требующимся для рассмотрения активированного материала, тем упорнее протекает болезнь и тем тяжелее идет духовное восхождение, в данном случае его смело можно назвать «хождением по мукам». Создается парадоксальная ситуация – с помощью духовной практики возможно излечение от самых тяжелых заболеваний, однако воспользоваться ей больному человеку достаточно сложно. Применять ли в данном случае какую-либо духовную практику для излечения заболевания, или воспользоваться традиционными способами лечения каждый человек решает для себя сам. Хотя самым оптимальным вариантом, наверное, является сочетание духовной практики с традиционными способами лечения.
Болезни, встречающиеся в обычной жизни можно подразделить на те, которые являются проявлением дестабилизации в системе дух-индивидуальность-ум-тело и соответствуют периоду «перестройки», вызванной изменениями на духовном уровне; и те, которые являются проявлениями системы, находящейся в стабильном состоянии. В последнем случае состояние уровней индивидуальности, ума и тела полностью соответствует состоянию духовного уровня. Кризисы, вызванные духовными причинами, в наши дни встречаются все чаще. Они буквально обрушиваются на головы самых обыкновенных людей, далеких от каких-либо духовных изысканий, коренным образом меняя их жизнь и судьбу. Причем невозможно предположить, что станет толчком для внезапного духовного пробуждения.
Для урегулирования ситуации в первом случае активно и с хорошими результатами используются различные психотерапевтические методики и оздоровительные системы. Они ориентированы на восстановление стабильности в системе дух-индивидуальность-ум-тело, и на синхронизацию работы ее уровней. С помощью психотерапевтических практик возможно значительное улучшение самочувствия, и даже излечение от некоторых болезней (болезней нестабильности). Выздоровление в данном случае означает, что с помощью психотерапевтической методики и/или оздоровительной системы удалось стабилизировать систему дух-индивидуальность-ум-тело, и согласовать работу ее уровней, но это не дает повода говорить о духовном возрождении выздоровевшего.
В случае, если мы имеем дело с заболеваниями «стабильности», то психотерапевтические методики и оздоровительные системы не окажут существенного влияния на течение заболевания. Действительное исцеление человек может получить только в результате трансформации духовного уровня, следствием которой станет видоизменение всей системы целиком. То есть в данном случае выздоровление возможно только в результате духовного возрождения.
Е.А. Джус