Home > Процессинг > Человек: Индивидуальность > Точки зрения, сформированные на основе ошибки восприятия

Точки зрения, сформированные на основе ошибки восприятия

Пространство духовного существа можно представить в виде шара, в центре которого находится само духовное существо. Духовное существо поддерживает целостность своего пространства и является его полноправным хозяином. В идеале пространство духовного существа должно быть чистым и однородным. Однако, очень часто духовное существо создает в нем дополнительные точки зрения. И тогда его пространство начинает напоминать мешок с горохом или фасолью. Для того, чтобы создать дополнительные точки зрения (фасолины, горошины) духовное существо должно «отщипнуть» от себя кусочек, снабдить его собственными ресурсами и передать ему ответственность за что-то. После этого точка зрения приобретает статус автономного образования, не смотря на то, что находится в пространстве духовного существа. Духовное существо, передав часть своих ресурсов дополнительной точке зрения, теряет способность их произвольно использовать. Теперь, для того, чтобы применить переданные точке зрения ресурсы, оно должно отождествиться с этой точкой зрения. После отождествления духовное существо утрачивает свою индивидуальность и начинает реализовывать цели и задачи этой точки зрения (начинает жить чужой жизнью). Чем большее количество точек зрения создает духовное существо в своем пространстве, тем меньше делается оно само и ему становится все тяжелее и тяжелее поддерживать целостность своего пространства. В конечном итоге процесс деления на части завершается полным разрушением духовного существа — фрагментацией. (Более подробно о частях и фрагментах можно прочитать в статье «Роль абсолютных идей в процессе деградации духовного существа»).

В результате фрагментации духовное существо становится настолько мелким, что утрачивает способность поддерживать собственное пространство и перестает существовать как самостоятельная единица сознания.

Одной из причиной образования дополнительных точек зрения являются ошибки восприятия, в основе которых лежат ложные стабильные данные, ошибочные убеждения, исковерканные представления об объектах внешнего мира. Дополнительные точки зрения возникают в результате неверного, ошибочного восприятия реальности. И являются ее искаженной копией. (В случае, если духовное существо имеет ясное видение на реальность, дополнительные точки зрения не образуются).

Например: ребенок уверен, что мама должна его любить. Через фильтр идеи «мама меня любит» он воспринимает собственную маму. Фильтр действует как «розовые очки», в результате чего ребенок видит маму в «розовом свете» и воспринимает все ее действия по отношению к нему, как проявления любви. За «розовыми очками» не видны действительные мамины желания и мотивации к действию. То есть ребенок воспринимает не реального человека «мама», со всеми его достоинствами и недостатками, а некий нереальный образ, который и называет своей мамой. Поэтому действия реальной мамы становятся для ребенка непонятными и непредсказуемыми. Теперь ребенку требуются инструкции, как общаться и вести себя с мамой, которые должны восполнить дефицит его восприятия. Нереальный образ «мама» поселяется в его пространстве в виде дополнительной точки зрения. Так как ребенок считает, что мама несет ответственность за него и его жизнь, он передает ответственность за себя и свою жизнь, созданной им точке зрения. После чего точка зрения «мама» получает «право голоса» в его пространстве. Проявляется это в виде навязчивых мыслей, внутренних диалогов с «мамой» (разговоров с самим собой), немотивированных желаний и состояний, которые периодически овладевают ребенком.

Чем большее количество ответственности передает человек созданной точке зрения, тем более весомую позицию начинает она занимать в его пространстве, а, следовательно, и жизни.

Пытаясь избавиться от этой зависимости, человек начинает вести борьбу не со своей точкой зрения, а с ее прототипом – реальным человеком, искаженной моделью которого и является «значимая» точка зрения. Желание освободиться от влияния свой точки зрения иногда бывает настолько сильным, что человек рвет отношения с … реальным человеком. Но это помогает далеко не всегда. Ведь созданная точка зрения все равно остается в пространстве человека и продолжает диктовать ему свои условия.

Если человек проявляет упорство и начинает отвергать свою точку зрения (пытается забыть реального человека), то вместе с ней он начинает отвергать и собственные ответственность и ресурсы, вложенные в точку зрения при ее создании. Получается, что человек «на живую» начинает отрезать от себя куски (без наркоза сам себе делает операцию). При этом он переживает целую гамму неприятных ощущений: страдает, мучается, лишается сил, начинает болеть и так далее. Часто это приводит к «нервному срыву».

В обычной жизни человек, как правило, не в состоянии справиться со своей точкой зрения, так как он не представляет природы этого явления.

В процессинге же для того, чтобы избавиться от дополнительной точки зрения необходимо прояснить ошибку восприятия, в результате которой она была создана, и восстановить ясное видение на объект реальности, являющийся ее прототипом.

Для этого человека просят представить реального человека, «живущего» в его голове. Это может быть кто угодно – родственник, друг, знаменитый артист или политический деятель. Представляя реального человека, человек использует информацию, поступающую от двух источников – из реальности и фиксированной идеи, через которую он смотрит на реальность. В результате получается «синтетический» образ реального человека, который воспринимается его создателем, как истинный.

После того, как образ представлен, человека просят прояснить цели этой навязчивой точки зрения. Для этого задают вопрос: «Каковы цели человека, чей образ рассматривается». Отвечая на этот вопрос человек, выдает не истинные цели рассматриваемого человека, а собственное представление об этих целях, созданное, на основании имеющейся у него ошибки восприятия. То есть он проясняет цели созданной им точки зрения.

Вслед за прояснением целей, человека спрашивают: «Какими ресурсами нужно было снабдить точку зрения для того, чтобы она могла реализовать намеченные цели». После того, как ресурсы прописаны, человека просят их вернуть.

Затем проясняется, за что была сброшена ответственность на точку зрения и тоже ее возвращают.

Таким образом, человек возвращает себе ресурсы и ответственность, вложенные в навязчивую точку зрения. Но для того, чтобы ее рассоздать этого оказывается недостаточно, ведь остается не проясненной ошибка восприятия, на основании которой была создана навязчивая точка зрения.

Любая ошибка восприятия является «фактором риска». Чем чаще ошибочная идея используется человеком, тем больше на ее основе формируется дополнительных точек зрения. Проясняя навязчивую точку зрения, мы рассматриваем одну из них, хотя, как правило, на «любимых» ошибках восприятия висят целые виноградные гроздья дополнительных точек зрения. Для того, чтобы рассоздать все эти точки зрения необходимо прояснить саму ошибочную идею.

Для этого используется методика А.В.Усачева «Комплексный процессинг ресурсов».

Алгоритм прояснения ошибки восприятия следующий: человека просят выбросить восемь точек и прояснить ряд пространств

  1. пространство, в котором он находился в момент создания рассматриваемой точки зрения.
  2. пространство, в котором он находится сейчас.
  3. пространство, в котором он находился до того, как создал рассматриваемую точку зрения.
  4. пространство, в котором он находится сейчас.
  5. пространство, в котором он стал находиться после того, как создал рассматриваемую точку зрения.
  6. пространство, в котором он находится сейчас
  7. пространство, в котором он мог бы находиться вместо того пространства, в котором он создал рассматриваемую точку зрения.
  8. пространство, в котором он находится сейчас

Пространства, проясняемые в пунктах 1, 3, 5, 7 являются «основными», так как создаются на духовном уровне. Хотя бы одно из них обязательно будет включать в себя ошибку восприятия. Пространства 2, 4, 6, 8 — «дополнительные» — они являются проекцией «основных» пространств на настоящий момент. В них будет содержаться информация о том, как ошибка восприятия реализовывалась в действительности и последствия ее применения. Рассмотрение пространств «сейчас» (2, 4, 6, 8 обязательно, так как при работе с «основными» пространствами они легко входят в драматизацию).

Момент осознания ошибки восприятия, как правило, очень яркий. Человеку вдруг открывается какая-то истина, которая ранее была скрыта от него. Он вдруг начинает понимать, видеть реального человека, послужившего прототипом для навязчивой точки зрения.

После осознания ошибки восприятия можно запросить оставшиеся точки зрения, которые были созданы на ее основе, вытащить из них ресурсы и снять с них ответственность. Как правило, более детального их прояснения не требуется.

В завершении человека просят просмотреть свое пространство и определить, рассеялась ли навязчивая точка зрения, или нет. В случае, если в формировании навязчивой точки зрения участвовало несколько ошибок восприятия, она может рассоздаться не полностью. В этом случае мы повторяем весь процесс, начиная от прояснения целей до рассмотрения пространств. Как правило, при втором подходе выявляются новые цели, ресурсы и ошибки восприятия, которые были «не видны» при первом подходе. Цикл этих действий выполняется до полного рассеивания навязчивой точки зрения.

Далее приводится пример рассмотрения навязчивой точки зрения в сессии.

Проблема N. заключалась в том, что после того, как она 15 лет назад развелась с мужем, она никак не могла устроить личную жизнь. N. декларировала свою готовность создать новую семью и жаловалась, что мужчины, с которыми она знакомится, оказываются «не теми, с кем можно было бы связать свою жизнь» и по каким-то причинам ей не подходят. При прояснении пространства, в котором она находится в тот момент, когда знакомится с мужчинами, к удивлению N. была обнаружено фиксированное состояние – страх, что ее избранники не понравятся ее маме. При попытке расфиксировать страх, перед глазами N. возник образ ее матери и внимание N. переключилась на претензии, которые она предъявляет своей матери. Она бурно их озвучивала и переживала, создавалось впечатление, что говорить о своем конфликте с материю N. может бесконечно. При этом она перестала рассматривать материал и начала активно его драматизировать, проговаривая по нескольку раз одно и то же.

Безусловно, N. понимала, что она уже давно из маленькой девочки, которой положено слушаться свою маму, стала взрослой самостоятельной женщиной; что она уже давно не живет вместе со своей мамой и никаким образом от нее не зависит, по прошлые обиды были сильнее разума, и она не могла остановиться.

Для того, чтобы разрядить ситуацию, я предложила N. рассмотреть точку зрения «мама».

Вначале предложение прописать цели «мамы» поставило N. в тупик. Она никак не могла их выявить. (Такая ситуация возникает тогда, когда человек проясняет очень значимую для него точку зрения, с которой у него возникло жесткое отождествление и по отношению к которой он не может занять внешнюю позицию. Когда он «оставляет» свою позицию в собственном пространстве (отказывается от себя – своих целей и желаний) и все внимание переносит на созданную им же точку зрения для того, чтобы реализовывать ее цели и задачи (жить ее умом)).

Пришлось прояснять идеи, которые задавали отождествление N. с «мамой» и не позволяли ей рассмотреть эту точку зрения с внешней позиции. N. определила, что ее внимание удерживается на точке зрения «мама» следующими идеями: «я копия мама» и «я такая же, как мать». После того, как N. расфиксировала их, ей удалось «вытащить» свое внимание из точки зрения «мама» и прописать ее цели.

Цели оказались следующими:

- предостерегать от неудач

- наставлять на правильный путь

- исполнить свой долг (воспитать детей)

- заставить других заботиться о себе.

Для того, чтобы «мама» могла их реализовать, N. вложила в нее следующие ресурсы: жизненную силу, уверенность в себе, способность реализовывать свои планы и достигать намеченных целей, способность управлять другими и поддерживать с ними общее пространство.

Кроме этого N. сбросила на «маму» ответственность за свою жизнь.

После того, как ресурсы и ответственность были возвращены, для того, чтобы выявить ошибки восприятия, был применен алгоритм «Комплексного процессинга ресурсов». Далее приводится краткий конспект рассмотренных N. пространств.

  1. пространство, в котором N. находилась в момент создания точки зрения «мама».

Точки пространства:

1. мама всегда права

2. мама знает как лучше

3. я полностью доверяю маме

4. мама меня любит любую

5. мама имеет право делать со мной все что угодно

6. я не могу действовать самостоятельно

7. мои поступки должны быть одобрены мамой

8. я без мамы никто

Центр – сброс ответственности за себя

Общая идея – меня без мамы нет

Ресурсы, которые были вложены в это пространство: способность быть, делать, отвечать за себя и за свои действия, уверенность в себе, самосознание, самоопределенность.

  1. пространство, в котором N. находится сейчас.

 Точки пространства:

1. тяжесть

2. скованность, не способность самостоятельно действовать

3. не желание ничего делать

4. необходимость одобрения своих действий извне

5. уязвимость, незащищенность

6. неуверенность

7. не готовность и не способность жить

8. неудовлетворенность жизнью, страдание

Центр – я жертва

Общая идея – жизнь это тяжкое бремя

Ресурсы, которые были вложены в это пространство: способность жить, быть, делать, отвечать за себя и за свои действия, уверенность в себе, способность к произвольным действиям.

  1. пространство, в котором N. находилась до того, как создал точку зрения «мама».

Точки пространства:

1. я должна быть послушной

2. мама лучше знает, что и как нужно делать

3. я боюсь ошибок – за ошибки наказывают

4. я хочу быть правой

5. я все делаю не так

6. я не понимаю, как себя вести и что делать

7. я никому не нужна

8. я не выживу

Центр – потребность в защите, помощи

Общая идея – мне нужно скрывать свою несостоятельность

Ресурсы, которые были вложены в это пространство: способность жить, быть, делать, отвечать за себя и за свои действия, уверенность в себе, самосознание, самоопределенность.

  1. пространство, в котором N. находится сейчас.

Точки пространства:

1. мне нужны четкие указания, что и как делать

2. растерянность – мне сложно сориентироваться

3. за меня должны отвечать, мной должны руководить

4. не выношу критики

5. свобода мешает мне жить

6. неадекватность

7. не знаю, как дружить

8. преданность начальнику

Центр – потребность в иноопределении

Общая идея – меня нет

Ресурсы, которые были вложены в это пространство: способность жить, быть, делать, отвечать за себя и за свои действия, уверенность в себе, самосознание, самоопределенность, произвольность.

  1. пространство, в котором N. оказалась после того, как создала точку зрения «мама».

Точки пространства:

1. отказ от своих желаний

2. заявлять о том, что хочешь стыдно, неприлично

3. жить надо для мамы

4. мама должна мной гордиться

5. я должна быть такой, как мама

6. жить надо правильно

7. действовать нужно как положено

8. жизнь – это существование

Центр – скука

Общая идея – жить не интересно

Ресурсы, которые были вложены в это пространство: способность жить, быть, делать, отвечать за себя и за свои действия, уверенность в себе, самосознание, самоопределенность, произвольность.

  1. пространство, в котором N. находится сейчас

Точки пространства:

1. отсутствие желаний, целей

2. не способность «устроить» свою жизнь

3. правильное поведение

4. сдерживание себя

5. боязнь близких отношений

6. «убивание» времени и растрачивание жизни

7. отрицание других

8. иллюзии

Центр – болезни

Общая идея – я не в том месте не в то время рядом не с теми

Ресурсы, которые были вложены в это пространство: способность жить, быть, делать, отвечать за себя и за свои действия, уверенность в себе, самосознание, самоопределенность, способность создавать, присутствовать, пронизывать.

  1. пространство, в котором N. могла бы находиться вместо того пространства, в котором он создала точку зрения «мама».

Точки пространства:

1. не способность жить

2. неправота

3. ущербность

4. дезориентация

5. не востребованность

6. не сознавание себя

7. не дееспособность

8. остановленность

Центр – небытие

Общая идея – я мешаю сам себе

Ресурсы, которые были вложены в это пространство: способность жить, быть, делать, создавать, присутствовать, пронизывать, отвечать за себя и за свои действия, уверенность в себе, самосознание, самоопределенность.

  1. пространство, в котором N. находится сейчас

Точки пространства:

1. плохое самочувствие

2. слабость, утомляемость

3. желание отдыхать, не двигаться

4. не желание что-либо начинать, в чем-либо участвовать

5. сомнения

6. обидчивость

7. претензии к другим

8. желание казаться другой

Центр – я не могу быть собой

Общая идея – все лучше меня

Ресурсы, которые были вложены в это пространство: способность жить, быть, делать, отвечать за себя и за свои действия, уверенность в себе, самосознание, самоопределенность.

Во время прояснения пространств N. увидела, что в жизни старалась реализовывать мамины принципы: избегала интимных отношений, была гордой и недоступной в общении с мужчинами (отвергала их), отказывала себе в «маленьких женских слабостях». Все это она делала для того, чтобы ее «не осудила мама», которая всю жизнь старалась жить так, чтобы «никто про нее ничего плохого не сказал».

Прояснение этих идей завершилось осознание того, что мама заботилась не о ней, а о собственном «имидже», что ее больше волновало мнение чужих людей, чем состояние собственного ребенка. Ясное видение этого факта вызвало у N. «шоковую» реакцию, у нее было такое ощущение, что «мир перевернулся», так как до этого она свято верила, что мама живет для нее. Потребовалось некоторое время для того, чтобы N. «пришла в себя». После этого она испытала «значительное облегчение». Она ощутила, что ее пространство стало «очень большим и звонким», а точка зрения «мама» рассеялась.

Е.А. Джус

Запись опубликована в рубрике Все статьи, Человек: Индивидуальность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев: Точки зрения, сформированные на основе ошибки восприятия

  1. DX говорит:

    Прекрасный процесс. Если удается отделить точку зрения, а не ее проекцию, и текущий уровень осознания будет достаточен для полного рассмотрения конкретной фиксации, то прояснение приводит к довольно ярким осознаниям и ощутимому повышению чувства целостности. Кроме того, на основе этого процесса можно выстроить весь процессинг в стиле кастанедовского перепросмотра — составить список всех людей, с которыми общались, и пройтись по их точкам зрения.

  2. Сергей говорит:

    Екатерина, скажите пожалуйста, в конспекте видно, что Вы прояснили 8 точек каждого из восьми пространства.

    Вы также делали обмен «кубами», рассоздавали коммуникационные линии и гоняли сущностей для каждого из восьми пространств? Или только проясняли 8 точек, центр, идею и ресурсы?

    Пытаюсь представить сколько времени заняла эта работа.

  3. Екатерина Джус говорит:

    Сергей, здравствуйте.
    Одного прояснения точек и центра не достаточно. Обрабатывается материал полностью ( с обменом кубами и так далее) по методике.

  4. Сергей говорит:

    У меня это занимает 1,5 часа на одно пространство. Т.е. часов 12ть на проработку одной темы. Екатерина, может с опытом это становится сильно быстрее??

    Я когда читаю списки вопросов по разным темам и множу на время начинаю думать, когда же практики процессинга это делают.

    • Павел говорит:

      У меня в самые первые разы полное рассмотрение 1 из 8 пространств занимало 2 часа и более. Это с определением точек, центра, общей идеи, прояснением содержимого, возвращением и ассимиляцией ресурсов, потом возвратом кубов-линий связи и работой с сущностями. Через пару лет стало быстрее, но не в десять раз. Я озадачился этим вопросом, и понял почему. Дело в том, что сами пространства стали значительно больше. То что раньше приходилось рассматривать как пространство, выкидывая 8 точек, со всеми танцами с бубнами, теперь просто по размеру как точка, единичная идея, которая просто выдвигается, рассматривается и рассеивается. Сами же пространства стали другими, как и их содержимое. Структура заряда изменилась. И надо ли говорить, что меня сейчас волнуют совсем другие вещи, что три года назад.

      Спасибо громадное Кате.

  5. Екатерина Джус говорит:

    Да, действительно, по мере того, как человек нарабатывает навыки, рассмотрение идет намного быстрее.
    Но акцент нужно делать не на скорости, а на качестве рассмотрения.
    На начальных этапах — главное регулярность занятий.

  6. Сергей говорит:

    Я так понимаю для начала вы раскладываете ситуацию по шаблону Стивенса. А затем, начиная с последней опоры, применяете комплексный процессинг ресурсов Усачева по 8 пространств?

Добавить комментарий для Екатерина Джус Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>