Home > Процессинг > Игра > Сансара. Часть Четвертая

Сансара. Часть Четвертая

Пятый уровень Сансары

«Итак, человек теперь довольно хорошо завоевал физическую вселенную. Физическая вселенная для него — больше не проблема, он может многое с ней проделывать. И завоевав ее, он в состоянии теперь завоевать себя».

Рон Хабборд «Новый взгляд на жизнь»

Только глупый человек может бежать за шляпой, которую уносит ветер, и кричать ей: «Стой, сука, убью».

Михаил Задорнов

Пятый уровень Сансары — интересен тем, что, оказавшись на нем, индивид перестает воспринимать других игроков и утрачивает способность осознанно взаимодействовать с ними. Осмысленно на этом уровне воспринимаются только атрибуты игровой площадки и сама игровая площадка. Поэтому игровые действия индивида ориентированы именно на них. Таким образом, взаимодействие индивида с другими игроками оказывается опосредованным. Акценты его восприятия смещаются в сторону объектов, которыми обладают, пользуются, оперируют его оппоненты, противники или соратники. Этим объектам придается самостоятельный игровой статус.

Чтобы увидеть игровую площадку глазами индивида, находящегося на пятом уровне, нужно представить, как будто все игроки, находящиеся на ней надели шапки невидимки, которые сделали невидимыми только их тела, а их одежда, орудия труда и все предметы обихода, остались видимыми и доступными для восприятия. При таком смещении спектра восприятия картина реального мира представляет собой совокупность неподвижных и подвижных материальных объектов. Причем за счет чего передвигаются материальные объекты – за счет естественных природных сил (ветра, воды), или их перемещает человек, оказывается непонятно. Наблюдателю с таким искаженным спектром восприятия кажется, что объекты физической вселенной существуют как бы сами по себе и ведут свою «самостоятельную жизнь». Изменяя положение объектов на игровой площадке, индивид невольно входит во взаимодействие с «невидимыми» силами, которые «стоят» за этими объектами. (Это могут быть природные стихии, или люди, в пространстве которых находятся эти объекты). Столкновение индивида с силами, источник которых неведом, заканчивается, как правило, для него крайне драматично. Что делает этот уровень одним из самых эмоционально насыщенных в Сансаре.

В истории человечества пик драматизации этого уровня приходится на начало 19-го века.

К этому моменту в связи с вышеописанными дефектами восприятия в обществе происходит пересмотр жизненных ценностей и ориентиров, что немедленно находит свое отражение в философских течениях того времени. Социализируются (вводятся в норму жизни), романтизируются и поэтизируются идеи о «переделке» природы и замене естественного рукотворным. Спекулятивные утопии об изменении главных законов природы, таких, как смертность всякой твари, мечты о том, чтобы очеловечить мир животных, а может, и растений, изменить русла рек, превратить пустыни и заполярные льды в сады, освоить и заселить дно мирового океана, из бесед философов начала 19-го века переходят на страницы книг и журналов, формируя миропонимание миллионов людей.

Это из них выросли героические и авторитарные командиры и директора заводов,  которые знали, что взять высоту или дать план надо (и можно) любой ценой, пусть даже ценой здоровья и жизни людей.

Власть — над людьми, над природой — пьянила несколько поколений. Противоборству человека и природы посвящен целый ряд ярких литературных произведений: Владимир Маяковский («Здесь будет город-сад!»), Паустовский («Колхида»), Островский («Как закалялась сталь»).

В этот период идеологические установки, внедряемые в сознание индивида во время воспитания и обучения, ориентировали его на то, что все свои силыи ресурсы он должен направить на изменение атрибутики игровой площадки. И внушали ему идею о том, что жизнь вне жертвования собой, вне подвига, вне растрачивания себя не имеет смысла. А тот, кто пытается сохранить себя и сознает ценность жизни – трус, не достойный жизни. Эта логическая несуразица — очередной вариант «Ловушки 22», лежащей в основе Сансары. Однако люди, «впитавшие ее с молоком матери» воспринимали заключенное в ней логическое противоречие как абсолютную данность, романтизировали и идеализировали его.

Апофеозом отсутствия здравого смысла можно считать легендарные строки Максима Горького из «Песни о Соколе».

«Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
Безумству храбрых поем мы песню!»

Основываясь на этих крылатых фразах несколько поколений наших соотечественников «ковали» свою судьбу и судьбу России. Интересно, как бы изменилась история нашей Родины, если бы и храбрость и мудрость, в сознании людей, проживающих на ее территории, остались бы умными?

Игры этого витка хорошо описаны Л.Роном Хаббордом. В своих работах он уделял много места противостоянию МЕST (аббревиатура названия физической вселенной составленная из первых букв ее основных составляющих – материи, энергии, пространства и времени) и Теты (духовного существа).

Как уже отмечалось выше, драматизации этого противостояния широко представлены в литературе.

Одна из композиций предполагаемого действа описана М. Горьким в «Песне о Буревестнике». Текст легенды завораживает, ведь он объединяет в себе иллюстрации четырех разбушевавшихся стихий: огня – удары молний; воды – бушующее море; воздуха – шквальный ветер; земли – неприступные утесы, о которые разбиваются волны. У читателя захватывает дух от восторга, он испытывает гордость за бесстрашного буревестника, бросившего вызов буре.

Прекрасная приманка для гордых и смелых духом. Борьба с материей, противостояние ей захватывает и ошеломляет своей грандиозностью…

 Материя, правда, об этом не знает…

«Поток общения может быть направлен на неживой объект, но никогда, повторяю НИКОГДА, не может исходить от неживого объекта. Объект не может быть причиной, он не может обладать намерением».

 Усачев А.В.

Материя не может противостоять или поддерживать, она просто есть и только живое существо может распорядиться ей по своему усмотрениюи приписать ей те, или иные свойства. А если сознавание этого утрачено?

Борьба с противником, которого нет…

Шквальный ветер ломает крылья буревестнику, дождь нещадно хлещет и старается прибить к земле… Дрожащая, мокрая, общипанная курица, которая выползает после бури – неужели это и есть «гордый буревестник»? А может, «гордый буревестник», вдохновивший М.Горького просто не успел спрятаться от бури в безопасном месте, ошалел от грома и молний, потерял ориентацию и, не имея возможности противостоять силе ветра, метался под проливным дождем в поисках укрытия?

Так что же, символ эпохи, основан на ошибке восприятия? А «великие подвиги — это только ступени в бесконечные пропасти к недоступной весне»? Этого не может быть, так как этого не может быть никогда… Потому что если это так, я никогда не смогу сказать «Это создал я» и принять за это ответственность… Я слишком верю в то, что создал.

Оказавшись на этом уровне, индивид начинает вести затяжные бои с МЭST и ему иногда даже кажется, что он победил.

«За последние четыре тысячи лет. Человек развил свой разум настолько, что стал способен раскрывать загадки природы, и освободился от власти слепых сил природы. Но в момент своего величайшего триумфа, стоя на пороге нового мира, он попал во власть вещей и организаций, которые сам создал. Человек изобрел новый способ производства и сделал производство и распределение своими новыми идолами. Человек обожествил создание рук своих и превратил самого себя в слугу вещей. Человек всуе говорит о Боге, свободе, человечности, социализме, он поклоняется своей силе — бомбам и машинам — дабы скрыть свою человеческую несостоятельность, он хвастается своей разрушительной силой, дабы скрыть свое бессилие.
Я уверен, что единственное, что может спасти нас от самоуничтожения — это разум, способность распознать нереальность большинства обуревающих человека идей, способность пробиться к реальности, скрытой за многослойной толщей лжи и идеологий; разум не как вместилище знаний, а как «своего рода энергия, сила, которая полностью познается только в ее действии и в результатах…», сила, «основным содержанием которой является способность соединять и разъединять, понимать и предвидеть».

 Эрих Фромм

«Удачный» выбор противника гарантирует быструю деградацию существа. Сражение происходит по следующей схеме (согласно шаблону Стивенсона):

  1. На опоре «Быть известным» индивид преобразует МЭST, что приводит к бурному развитию научно-технического прогресса со всеми вытекающими позитивными и негативными последствиями.
  2. На опоре «Быть неизвестным» индивид пытается сохранить МEST в первозданном виде (Грин Пис, общества защиты животных, движение «зеленых»).
  3. На опоре «Знать» индивид выживает за счет научно-технического прогресса.
  4. На опоре «Не знать» индивид начинает отрицать MEST, измененную научно-техническим прогрессом.

По мере того, как индивид скатывается по нисходящей спирали пятого витка Сансары, он все больше и больше «уходит в себя», так как приходит к пониманию того, что утратил способность управлять MEST, а, следовательно, и способность совершать активные игровые действия на игровой площадке.

Шестой уровень Сансары.

Я чувствую, значит, я живу.

Шестой уровень — это уровень сомнения, неуверенности в себе, недеяния, эмоциональных спаек, рассеивания ресурсов и энергии.

Индивид, оказавшийся на этом уровне, еще на предыдущем витке Сансары утратил уверенность в том, что может достичь намеченного результата. Потеря уверенности, сомнение в собственных силах – это первые тревожные сигналы, которые говорят о том, что внимания индивида все меньше остается в настоящем моменте, что его Цикл Восприятия разрушается и что он утрачивает ясное видение реальности.

Например: если перед вами на обеденном столе стоит чашка, и вы ясно воспринимаете ее, то сомнений — куда налить чай и как поставить чашку для того, чтобы из нее не выплеснулся кипяток, у вас не возникает. Вы видите, как это нужно сделать. Однако, как только вы завяжете глаза, то уверенности в собственных действиях у вас сразу же станет меньше. Утратив видение реальности, вы не сможете ежемоментно соотносить свои действия с реальностью. Вы начнете предполагать, к каким результатам должны привести ваши поступки, но стопроцентной уверенности в том, что из этого получится, у вас не будет. Вы начнете действовать более медленно и осторожно, или вообще откажетесь от выполнения намеченного действия.

Таким образом, разрушение Цикла Восприятия блокирует Цикл Действия.

«Цикл действия – Последовательность, в которой происходит действие – его начало; его продолжение по мере необходимости; и его окончание, согласно планам».

Усачев А.В.

Цикл Действия является производной от Парадигмы Достижения.

«Парадигма Достижения – Дух (некто, способный воспринимать) – восприятие – интерес – желание – намерение – визуализация намерения – постулат – план – видение плана – видение действия – действие – результат – эффект».

 Усачев А.В.

Из Парадигмы Достижения видно, что для того, чтобы действие было начато, должен быть Кто-то, кто захочет совершить это действие и снабдит свое желание необходимыми ресурсами.

Движущей силой желания является эмоция. Качество этой эмоции зависит от количества потенциала, которое индивид готов выделить для реализации намеченной цели. Чем «выше» по шкале эмоция, тем больше ее энергетическая насыщенность. Форма же существования эмоции (поток, спайка, рассеяние) определяется способностью индивида достигать намеченную цель на данной игровой площадке (зависит от того, какими возможностями и способностями он располагает).

Эмоции и движение – это по сути одно и то же. Это открытие сделал Барри Фаэрберн (Barry Fairburn). О том, что эмоции могут быть трех видов: эмоции — потоки, эмоции — спайки и эмоции — рассеяния, писал еще Л.РонХабборд. Барри Фаэрберн развил его мысль и составил «расширенную шкалу эмоций», в которой показал, как различные виды эмоций соотносятся друг с другом. Шкала Барри Фаэрберна является своеобразным протоколом игры индивида на основе его ЦПМ. Преследуя свои цели, индивид сталкивается с определенными проблемами по ходу игры и набирает массу, которая скапливается в спайках.

Эмоции, существующие в виде потока – строго ориентированны и свободно перемещаются в пространстве, имеют определенную, произвольно задаваемую скорость движения и энергетическую насыщенность. Они соответствуют стопроцентной уверенности индивида в достижении намеченной цели.

Поток (flow) — движение из одной конкретной точки в другую конкретную точку. Он идет из точки А в точку Б.

Эмоции, существующие в виде спайки – это «застывшие», остановившиеся потоки, которые обладают массой и в которых не происходит течения энергии. Они соответствуют ситуации, в которой индивид начинает сомневаться в том, что он достигнет намеченной цели.

Спайка (ridge) – это столкновение. Это место, в котором поток или намерение сталкиваются с сопротивлением, где возникает дисгармония. Спайка неподвижна и обладает плотностью.

Когда индивид сталкивается с непреодолимым препятствием, то первичная эмоция, которая была проявлена в виде потока, трансформируется в эмоцию — спайку. Наличие эмоции — спайки говорит о том, что индивид достиг в какой-то области бытия предела своего обладания, управления, осознания, понимания и так далее. И что дальше находится зона, в которой он чувствует себя крайне неуверенно и в которой намеченная им цель не может быть реализована.

В случае же если индивид вместо того, чтобы рассмотреть область бытия, в которой возникла спайка, продолжает верить в то, что он достигнет намеченной цели не соотнося при этом свои желания со своими возможностями, и продолжая создавать изначальную эмоцию-поток, то его эмоциональный поток, натолкнувшись на спайку начинает скапливаться около нее, как вода в месте плотины. Достигнув критической величины, он «переливается» через края спайки и в виде эмоции — рассеяния начинает растекаться во всех направлениях, рассеивая в никуда содержащуюся в нем энергию.

Рассеяние (dispersal) – это движение от источника наружу во всех направлениях. Если рассеяние обладает высокой скоростью, то это взрыв (explosion).

Энергия эмоции — рассеяния не имеет четко заданного направления движения, а ее скорость не контролируется произвольно. Эмоции – рассеяния соответствуют краху уверенности индивида в возможности достижения намеченного результата. Обычно она проявляются упадком сил, опустошенностью, или тем, что человек неожиданно «остывает» к тому, чем раньше был увлечен.

На шестом витке Сансары практически любые желания индивида начинают активировать реактивный банк, так как к этому моменту индивид успевает потерпеть поражения, практически во всех сферах бытия. Активация реактивного банка в совокупности с дефектами Цикла Восприятия приводит к тому, индивид начинает «путать» реальность с виртуальным пространством реактивного банка и «ошибочно» начинает направлять эмоциональный поток в область виртуального пространства.

Внешним проявлением эмоций «неправильной ориентации» является «всплеск» чувств, фантазий, иллюзий, надежд и… разочарований.

Чем больше энергии поступает вместе с эмоциональным потоком в реактивный банк, тем активнее он перетягивает на себя внимание индивида и начинает управлять его жизнью.

Символ этого уровня – дракон (или змея) кусающий себя за хвост.

Так как с этого момента индивид растрачивает свои ресурсы, предназначенные для реализации Цикла Действия на размышления о том, как он мог бы что-то сделать, то на непосредственное действие у него не хватает ни времени ни сил.

О людях, которые драматизируют этот уровень, обычно говорят: «руки не из того места растут». Ведь все, что нужно делать руками, получается у них плохо, «валится из рук». В наиболее ярко проявленных случаях им сложно совершать самые простые манипуляции с предметами домашнего обихода. Это происходит не оттого, что они умственно отсталые, а в силу непреодолимой рассеянности и невнимательности, которая возникает у них в тот момент, когда они прикасаются к окружающим их материальным объектам (это может быть пылесос, утюг, чайник, машина, предметы одежды и так далее). То есть в момент взаимодействия с материальным миром человек «вылетает» из реальности и не может присутствовать в настоящем моменте. Естественно, все манипуляции и действия, которые он совершает по отношению к материальным объектам, получаются «из рук вон плохо», так как его Цикл Действия оказывается практически полностью заблокированным. Фактически индивид на этом уровне утрачивает способность производить усилия для того, чтобы с их помощью воздействовать на внешний мир. Работник из него никакой. В результате области человеческого бытия, в которых требуется непосредственное «приложение рук» и создание усилий, оказываются для него закрытыми.

Но, не смотря на это, его бытие может быть очень успешным и востребованным. Не имея возможности достигать результата посредством Цикла Действия, индивид начинает «играть» на эмоциях других, и таким образом…заставляет их «работать на себя». Покорить других, создавая для них яркие эмоционально окрашенные голограммы, не составляет особого труда, так как эмоции всегда были востребованы в человеческом обществе и не только. Подтверждением этому может быть открытие Монро (техника сновидений), который обнаружил, что вышестоящие духовные существа заинтересованы в получении эмоций с более низких уровней существования. А Л.Рон Хабборд писал о том, что высшей ценностью на духовном уровне является восхищение, причем в любой форме.

Этот уровень Сансары представлен в обществе писателями, поэтами, актерами, певцами и прочими творческими личностями. То есть теми, кто утратил способность воздействовать на внешний мир с помощью силы и воздействует на него при помощи эмоций.

«Диапазон используемых эмоций очень широк: мастера в этом деле могут вызывать в других эмоциональные состояния от энтузиазма и воодушевления, до глубочайшего сочувствия и сострадания. Но мастеров мало, а основная масса «эмоционалов» специализируется в достаточно узком диапазоне, например, профессиональная «жертва», или «агитатор»».

Странник

 Творческие личности, востребованы при любом общественном строе. Это объясняется тем, что каждое общество имеет свою фиксированную эмоциональную палитру – то есть поощряет одни и отвергает другие эмоции. Таким образом, каждый член общества стремится находиться в каком-то фиксированном эмоциональном тоне (или эмоциональном диапазоне), принятом в обществе и подавляет, или сдерживает в себе

эмоции и чувства, выходящие за рамки общепринятых стандартов. В этом случае искусство становится одним из легальных способов испытать различные эмоциональные переживания, «выпустить пар» и утолить эмоциональный голод.

Эмоции являются важной составляющей культурной жизни людей. Чем разнообразнее ярче и богаче они представлены в средствах массовой информации, литературе, изобразительном искусстве, музыкальных произведениях тем стабильнее общество, тем более комфортно чувствуют себя его члены и тем менее они ориентированы на изменение существующего политического строя.

Эта особенность была подмечена еще римским сатириком Ювеналом (I–II вв.). Его крылатая фраза «хлеба и зрелищ», выразившая суть политики римских государственных деятелей, стремившихся путем подкупа денежными, продуктовыми раздачами и даровыми представлениями удержать в повиновении деклассированный столичный плебс, остается актуальна и в наши дни.

Во все времена различные властные и государственные структуры стремились «прикормить» «эмоционалов», тщательно следя при этом за тем, чтобы эмоции, возбуждаемые ими в массах, не подкреплялись никакими неугодными власти идеями.

Примером поэтического изложения основных концептов существования на шестом витке Сансары может служить текст песни «Плот» Ю.Лозы.

«На маленьком плоту

Сквозь бури дождь и грозы,

Взяв только сны и грёзы

И детскую мечту,

Я тихо уплыву,

Лишь в дом проникнет полночь,

Чтоб рифмами наполнить

Мир, в котором я живу.

Ну и пусть

Будет нелёгким мой путь,

Тянут ко дну боль и грусть -

Прежних ошибок груз.

Но мой плот,

Сшитый из песенных слов,

Всем моим бедам назло

Вовсе не так уж плох.

Я не от тех бегу,

Кто беды мне пророчит,

Им и теплей, и проще

На твёрдом берегу.

Им не дано понять,

Что вдруг со мною стало,

Что вдаль меня позвало,

Успокоит что меня.

Ну и пусть

Будет нелёгким мой путь,

Тянут ко дну боль и грусть -

Прежних ошибок груз.

Но мой плот,

Сшитый из песенных слов,

Всем моим бедам назло

Вовсе не так уж плох».

Чем активнее «эмоционал» вкладывает себя, свой потенциал в реактивный банк, тем быстрее «проигрывает» себя. Ели он слишком увлекается и окончательно путает реальность с виртуальным пространством реактивного банка, то «восторг чувств» заканчивается для него на больничной койке психиатрической больницы.

До «Процессинга игр» методик, позволяющих эффективно рассматривать эмоциональные спайки и массы «пропитанные» эмоциональным зарядом, не было. Усачев А.В., обобщив, имеющийся материал, предложил простую и результативную методику для их рассмотрения. Она является частным случаем «процессинга ресурсов». В ней А.В.Усачев предлагает рассматривать эмоции как ресурс, который необходимо «вытягивать» из просматриваемых инцидентов и так же, как и прочие ресурсы ассимилировать в собственном пространстве.

Согласно шаблона Стивенсона, проигрыш происходит способности управлять собственными эмоциями следующим образом:

  1. На опоре «Быть известным» находится «Писатель», «Поэт», «Артист» — тот, кто вкладывает душу в свое искусство.
  2. На опоре «Быть неизвестным» находится «Бездарь» — тот, кто и рад бы себя вложить во что-то, но оказывается, что вкладывать уже нечего.
  3. На опоре «Знать» находится «Зритель» — тот, кто благодарно «впитывает» в себя эмоции, созданные другими. «Стать жертвой своих страстей! Это еще куда ни шло. Но стать жертвой страстей, которые ты не испытываешь! О, жалкийХ!Х век!» — писал по этому поводу Жироде.
  4. На опоре «Не знать» находится «Черствый» — тот, кому эмоции не нужны, так как уже не осталось того, кто мог бы их воспринимать.

В конце шестого витка Сансары, индивид утрачивает способность создавать и воспринимать эмоции, отчего его жизнь становится «пресной и безвкусной», как пища, лишенная соли.

 Е.А. Джус

Поделиться в соц. сетях

Запись опубликована в рубрике Все анонсы, Все статьи, Игра. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>